• Присоединиться

Портретная фото съемка

Портретная фото съемка

Портретная съемка – один из самых сложных в жанровой фотографии. Если говорить о серьезном, художественном фотопортрете, то и, вообще, самый сложный. Ведь портрет призван не только запечатлеть облик человека, но и отразить индивидуальность, характер и настроение модели.

В этом портрет, сделанный с помощью фотокамеры, не многим уступает портрету живописному. Как художник вынашивает замысел картины, подбирает необходимый ракурс, освещение, атрибутику, так и фотограф должен подойти к будущей работе со всей серьезностью и художественным воображением. Ведь такая фотография призвана сохранить черты человека на долгие годы, бережно неся мгновение его жизни сквозь время.

Модель

Одной из первоочередных задач, стоящих перед фотографом при портретной съемке – изучение модели. Нужно с предельным вниманием рассмотреть лицо и фигуру человека, тщательно отмечая все его достоинства и недостатки. От этого будет зависеть ракурс и установка света. На портрете недостатки должны быть скрыты или уменьшены, а достоинства, напротив, усилены и привлекать внимание.

Если нос чуть длинноват или подбородок тяжеловат, необходимо выбрать правильный угол съемки и верно подобрать поворот головы и позу для объекта.

Место съемки

Выбирая фон, интерьер или экстерьер для съемки, нужно предварительно обсудить это с моделью, узнать ее пожелания, а заодно почувствовать ее настроение, темперамент, и исходя из разговора, своих наблюдений и творческого видения, предложить ту обстановку, в которой объекту съемки будет комфортно.

Цветовое решение также базируется на личных особенностях модели. Но лучше выбирать спокойный тон, который не будет отвлекать внимания от портрета, избегать пестроты и большого количества предметов на заднем плане. Также не стоит применять красный, синий или зеленый фон, который может придать лицу модели неестественный оттенок.

Фон и атрибуты съемки, должен быть выбран в соответствии с художественным решением портрета. Каждая деталь должна аккуратно выстраивать необходимый фотографу образ.

Объективы

Объектив выбирается в зависимости от того, как будет решен кадр. Для кадров крупного плана больше подойдет объектив с фокусным расстоянием до 85 мм, так называемый «портретник». Средний план нуждается в объективе 50 мм, а для общего плана, или портрета в интерьере хорошо подойдет широкоугольный объектив 24-28 мм. Но нужно помнить, что он «заваливает» края кадра и может исказить пропорции.

Большую роль при портретной съемке играет глубина резкости, настроить ее и достичь нужного результата, можно меняя значение диафрагмы, расстояние до объекта или применив другой объектив (например, длиннофокусный).

Композиция

Композиция в портретной съемке, целиком подчинена расположению модели. Если это средний план, то модель может располагаться не по центру кадра. Нужно только помнить, что в этом случае необходимо уравновесить композицию другими крупными деталями. Например, если модель стоит, то лучше снимать ее у окна, дверного проема, на улице около дерева или другого размерного объекта, который сохранит баланс кадра, не позволяя, чтобы утяжелить ту его часть, где расположен объект съемки.

  1. При выборе среднего или общего плана, возможно расположить модель с края кадра, оставляя другую часть кадра не заполненной (например, фигура человека на краю цветущего луга, на фоне кирпичной стены и т. д.), в этом случае нужно помнить о правиле «золотого сечения». То есть, соотношение должно быть 1/3 к 2/3. Модель занимает одну треть кадра, а оставшееся пространство — две трети, придавая изображению драматичность. При съемке крупным планом модель располагается по центру.
  2. Нельзя обрезать кадр по суставам рук или ног модели. Это сразу бросится в глаза и испортит работу.
  3. Нельзя забывать и о том, как модель одета. Темные тона в одежде придают фигуре стройность, светлые, наоборот, полнят. Платье без рукавов сделают руки полнее. Одежда не должна быть пестрой и должна сочетаться с фоном.

Поза и положение головы

  1. Немаловажно при любом расположении модели (стоя, сидя и пр.) начинать установку позы нужно с ног. Это определяет естественность всей позы. Найдя правильное положение ног, можно перейти к рукам, которые своей выразительностью сделают портрет более живым и полнее раскрыть особенности модели.
  2. Последнее, но не по важности, при выборе позы модели, это положение головы. В портретной фотосъемке принято три основных ракурса: фас, профиль поворот головы на три четверти. Выбирают нужный ракурс в зависимости от черт лица модели, стараясь сгладить недостатки и подчеркнуть достоинства.
  3. Центрируется снимок по глазам модели, наводиться на резкость тоже нужно по этой точке. Не стоит снимать модель с нижнего ракурса, ноздри не самая привлекательная черта лица человека. Не стоит выбирать при съемке прямой анфас – изображение будет плоским, потеряет объем. Не стоит допускать чрезмерных наклонов или сильных поворотов головы – это выглядит неестественно. А если голова наклонена ниже, чем следует, на снимке может появиться «второй» подбородок.

Прежде чем остановиться на том или ином ракурсе и положении головы стоит попробовать разные варианты, опытным путем находя лучшее решение.

Свет

Пожалуй, самый важный элемент при портретной съемке – это свет. Правильно выставленное освещение позволит сделать хороший, четкий кадр, придаст изображению объем и подчеркнет характерные особенности лица модели.

Свет и тени – полноценные участники в создании хорошего портрета. Они скрадывают лишнее и выделяют главное. Можно выбрать светотеневое освещение или тональное. При первом виде освещения портрет получается контрастным с насыщенными тенями. При тональном, применяется рассеянный свет, а значит, тени мягкие, небольшой насыщенности.

Естественный свет при работе на улице, диктует фотографу свои условия. При ярком солнце получаем светотеневое освещение. А пасмурная погода дает ровный, мягкий свет.

Съемка в студии предлагает большие возможности для работы со светом. Могут быть использованы один или несколько источников.

Основной источник света, более мощный, чем остальные, дает рисующее освещение. Он устанавливается сверху по отношению к модели и настраивается так, чтобы не создавать резких, глубоких теней на лице человека, особенно под носом и в глазных впадинах.

Чтобы добиться ровного освещения лица, устанавливается второй источник освещения. Он может располагаться фронтально по отношению к модели и обладать меньшей мощностью и более рассеянным светом, чем основной. Такое освещение принято называть заполняющим. При нем изображение становится менее контрастным, делая менее заметными неровности и недостатки на коже лица.

Еще один источник света предназначен для освещения фона, чтобы придать изображению глубину. Он называется фоновым. Для полноценного фонового света часто используется два источника расположенные по обе стороны от объекта съемки под углом в 45 градусов.

Дополнительно можно использовать еще несколько источников, в зависимости от поставленной художественной задачи. Существует и много специальных приемов с использованием света. Это «контровое» освещение, съемка в «низком» или «высоком ключе» и пр.

При съемке портрета важно поймать блик в глазах модели, это делает изображение более «живым».

Осторожнее нужно быть при работе со вспышкой. Если камера расположена слишком близко к объекту может возникнуть чересчур яркий блик, или «пересвет» на лице модели. Хорошее освещение позволяет сделать качественный снимок еще и потому, что портреты снимают с использованием коротких выдержек, чтобы избежать «смазанности» изображения, закрытых глаз и, «поймав момент», запечатлеть максимально естественное выражение лица.

Новичкам часто удобнее использовать специальный режим «Портрет», который есть сейчас практически на всех камерах. Этот режим позволит начинающему фотографу сосредоточиться полностью на модели, не тратя времени на ручную настройку, и получить достаточно качественные портреты. Что, впоследствии, поможет перейти на профессиональный уровень портретной съемки.